ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
СРЕДСТВАМИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ.
Дети – главное достояние любой страны, и от того, каким будет их здоровье, во многом зависит здоровье всей нации. Говоря об актуальности здоровьесбережения сегодня, следует вспомнить о тех проблемах, которые не дают нам права в полной мере предположить, что теперешнее поколение детей вырастет абсолютно здоровым:
- социальное неблагополучие множества семей;
- ухудшение экологического баланса;
- снижение внимания родителей к вопросам оздоровления детей.
Именно поэтому направление «Здоровье» является одним из ведущих во внеклассной деятельности коллектива нашей школы. Я имею в виду формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни.
В нашем образовательном учреждении отработана целая система, которую можно представить схематически:
В данной схеме представлены обязательные компоненты: режим дня, питания, занятие в спортивных секциях, профилактические беседы о значимости здорового образа жизни. На всех уровнях подходы к этим вопросам осуществляются по нарастающей: если на первом уровне это – работа под руководством учителя начальных классов, на втором уровне – это работа по заданному алгоритму, но еще с участием классного руководителя, на третьем же уровне это уже практически самостоятельная работа старшеклассников: они – волонтеры, шефы для младших школьников. Многие из них - участники сборных по легкой атлетике, волейболу, баскетболу, футболу.
Мотив – двигатель любого начинания. Чтобы сформировать положительную мотивацию у обучающихся в здоровом образе жизни, необходимо учесть, и мы в своей работе стараемся это выполнять, следующие аспекты:
- содержательный аспект (научность и доказательность);
- организационный аспект (методы, формы, приемы);
- личностный аспект (сравнение с другими, пример воспитателя);
- деятельностный аспект (непрерывная работа по формированию положительной мотивации).
№
|
АСПЕКТ
|
ЧЕМ ПОДКРЕПЛЕН
|
1.
|
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
|
Соответствие новым стандартам, научность подходов, наглядность и доступность материала.
|
2.
|
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ
|
Педагогические средства: методы, приемы, формы, технологии
|
3.
|
ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ
|
Личная значимость материала, пример педагога, сообщество обучающихся
|
4.
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ
|
Непрерывная работа по формированию потребности в здоровом образе жизни
|
В планах работы классных руководителей всех уровней образования есть обязательные, традиционные мероприятия и те, что направлены на решение сложившихся в классе проблем, вытекающих из анализа воспитательной работы с коллективом. Например, к обязательным мы относим мероприятия по соблюдению режима дня, питания, формированию гигиенических навыков, спортивные соревнования в параллелях по различным видам спорта, спортивные праздники Дни здоровья.
Традиционны и циклы бесед о вредных привычках, конкурсы интернет – проектов, социальных листовок, раскрывающих тему вреда употребления алкоголя, ПАВ, курения. Накоплен хороший опыт совместной работы с ЦРБ, ГИБДД, ИДН, управлением наркоконтроля. К работе по пропаганде здорового образа жизни мы активно привлекаем медицинский персонал школы.
Еще один важный аспект - создание информационной среды по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся школы: демонстрация информационных стендов, школьных газет, видеоматериалов, разработка соответствующей страницы школьного сайта.
Очень важно использование нетрадиционных форм работы: волонтерство, флеш-мобы, агитпредставления. Кстати, школьная агитбригада «Высший класс» (руководители Агупова Ирина Дмитриевна, Иванова Ольга Алексеевна) из года в год в числе победителей или призеров городских конкурсов. Названия агитпрограмм, с которыми выступают учащиеся, говорят сами за себя: «Здоровым быть модно!», «Мы выбираем жизнь!», «Здоровая семья - великая страна - счастливые дети!»
В школе активно работают волонтерские бригады старшеклассников. Ежегодно 18 ноября, во Всемирный день отказа от курения волонтеры - 10классники проводят акцию под девизом «Брось сигарету - получи конфету». Цель этого мероприятия - привлечение внимания учащихся и взрослых к негативным последствиям курения табака. В этот день для учащихся 5-11 классов члены правового клуба «Выбор» организуют пятиминутки на уроках биологии и ОБЖ по теме «Брось курить, здоровью вредить!», на уроках физического воспитания проводят беседы «Как курение влияет на спортивный результат».
17 мая, в Международный День борьбы с пьянством проводятся информационные беседы по профилактике пивного алкоголизма, употребления энергетических напитков, распространяются листовки и буклеты о вреде и последствиях употребления алкоголя.
Большую пропагандистскую работу проводят волонтеры и в рамках Всемирной недели иммунизации. Причем, работают ребята не только в стенах школы, но и в микрорайоне, на улицах города.
Мы относим к необходимым элементам системы работы по здоровьесбережению и организацию досуга школьников: в основном, это мероприятия интеллектуальной направленности, вечера отдыха, литературная и музыкальная гостиные, спортивные соревнования «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Всей семьей – в гости к
сказке» творческие конкурсы рисунков, фотоколлажей «Здоровье в порядке – спасибо зарядке», «Спорт в жизни моей семьи», кулинарные поединки ( проведение конкурсов и викторин на тему правильного и здорового питания) и т.д.
Неоценимую помощь нам оказывают учреждения дополнительного образования, родители.
Кстати, о родителях. Согласитесь, что положительных результатов мы можем достигнуть только тогда, когда в этом будут заинтересованы не только учителя, но и родители.
Потому на общешкольные родительские собрания с профилактическими беседами приглашаются врачи детской поликлиники, психолог, социальный педагог, инспекторы ПДН и ГИБДД. Цель таких встреч — повышение уровня родительской компетентности.
В начале каждого учебного года на родительских собраниях всегда поднимается вопрос о безопасности дорожного движения. Родителям даются рекомендации о необходимости ежедневного напоминания детям соблюдения правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
На классных родительских собраниях решаются вопросы комфорта и дискомфорта детей в школьных условиях, рассматриваются возрастные психологические особенности, решаются проблемы несовместимости здоровья и вредных привычек.
Вопрос сохранения и укрепления здоровья является главным при планировании летнего оздоровительного отдыха. Ежегодно в летний период на базе школы работает оздоровительный лагерь «Седьмое небо», в котором наши ребята не только интересно и увлекательно проводят время, но и укрепляют свое здоровье. Этим летом в лагере отдохнули 540 обучающихся.
Отслеживая занятость обучающихся школы во внеурочное время, мы видим, что ежегодно растет число поклонников спортивные секций по баскетболу, волейболу, легкой атлетике, мини-футболу. Команды по этим видам спорта – лидеры городских и призеры областных соревнований. Большой популярностью пользуется группа спортивных танцев (руководитель Филиппова Ирина Викторовна). Этот коллектив – украшение гала-концертов фестиваля «Радуга талантов».
Спортсмены - гордость нашей школы, на протяжении многих лет они занимают первое место в городской Спартакиаде школьников. Эти ребята - не просто наша спортивная гордость, как правило, у них хорошие результаты в учебе. Добиваться таких высоких достижений им помогают учителя физической культуры Шумара М.С., Чиркова Н.И., Филиппова И.В., Мироненко И.Ю., Иванов С.Г.
Учебный год
|
Количество участников спорт. секций, кружков
|
Количество побед на спорт. соревнованиях
|
Количество призеров спорт. соревнований
|
Место по итогам городской Спартакиады школьников
|
2011-12
|
503
|
9
|
4
|
1
|
2012-13
|
522
|
9
|
5
|
1
|
2013-14
|
547
|
11
|
3
|
1
|
Благодаря наличию во внеклассной работе системы здоровьесбережения удается:
обеспечить высокий охват обучающихся школы регулярными занятиями физической культурой и спортом; увеличить объём двигательной активности детей; сформировать у обучающихся устойчивый интерес к сохранению и укреплению здоровья; обеспечить рост мотивации к ведению здорового образа жизни; активизировать помощь родителей и общественности.
А результаты анкетирования показали, что большая часть обучающихся прекрасно осведомлены в необходимости здорового образа жизни, лично участвуют во всех мероприятиях школы по данному направлению:
78 % обучающихся полностью осознают необходимость ЗОЖ, 16 % еще не уверены в пользе ЗОЖ, 6 % затрудняются ответить. Как видно из статистики, есть проблемы, над которыми нам предстоит работать.
В числе наших социальных партнеров Михайловский профессионально-педагогический колледж (директор Арнаутов А. В.), ДЮСШ № 1 (директор Рухова Е.В.), ДЮСШ № 2 (директор Фирсова И.А.), городской стадион (директор Мурнов А.А.), плавбассейн «Нептун» (директор Дунаева Н.П.), СЮТур (директор Митраков В.К.), ЦДТ (директор Мониава Л.Г.), ЦРБ (гл. врач Бондарева О.В.), детский поликлинический комплекс ( гл. врач Аринушкина Н.Е.), детская стоматология (гл. врач Глазунова Т.И.), СДЦ для подростков и молодежи (рук. Рекунова Л.М.). Хочется выразить признательность нашим социальным партнерам, которые помогают сделать работу по формированию у обучающихся потребности в здоровом образе жизни яркой, содержательной, значимой для всего нашего коллектива.
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь им осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы стремимся “создавать” и воспитывать.
О.А.Иванова, заместитель директора
МКОУ СОШ № 7 по воспитательной работе.
Презентация.ppt |