(Сражение команд Утверждения и Отрицания)
Очередной сеанс видеоконференцсвязи в рамках «Гимназического союза России» при Фонде поддержки образования Российской Федерации 20 ноября состоялся в школе № 7. В аудитории собрались учителя русского языка и литературы, методисты, обучающиеся 5-х классов. В течение часа проходил коммуникативный бой пятиклассников по литературе на тему «Нравственные уроки рассказа Льва Толстого «Кавказский пленник». Одна команда называлась «Отрицание», вторая «Утверждение». В жюри вошли учащиеся – знатоки литературы. Автором открытого урока была Вершинина Марина Александровна, учитель русского языка и литературы, кандидат филологических наук. На связь для участия в интерактивном мероприятии вышли следующие образовательные организации: школа № 1 г. Дубовки Волгоградской области, гимназия № 38 г. Тольятти Самарской области, гимназия № 19 г. Саранска, школа города Грайворона Белгородской области и школа № 2 ст. Кумылженской Волгоградской области. На импровизированном ринге проведено 4 боя, в которых участники отстаивали свои убеждения по поднятым в рассказе Толстого проблемам нравственности. В более сложных условиях оказалась команда «Отрицание». Их задачей явился поиск литературного материала, подвергающего сомнению действия главного героя. Тем не менее участники этой команды продемонстрировали большую подготовку к сеансу и детальный анализ эпизодов рассказа. Вот какие вопросы стояли перед школьниками: 1. Нельзя сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах. Если бы вы знали, что отчаяние и надежда - это путь к одной и той же цели, то чтобы вы выбрали? 2. Жизнь зависит от человека, от того выбора, который он сделает сам. Правильно ли сделал Жилин, что взял с собой трусливого, безвольного Костылина? Без него у главного героя было больше шансов сластить? 3. Люди разных национальностей могут жить в дружбе: да или нет? Как ты оцениваешь поступок Дины? 4. Актуален ли рассказ Толстого в 21 веке?
Поскольку сеанс носил интерактивный характер, задания выполняли и гостевые студии. Они отвечали на следующие вопросы: 1. Хотели бы вы, чтобы вашими товарищами стали Жилин и Костылин? 2. Какие нравственные уроки можно извлечь из рассказа Льва Толстого. Все аудитории были точны в ответах и активны, что придало сеансу динамичность. В завершение мероприятия был продемонстрирован буктрейлер по рассказу Л. Толстого «Кавказский пленник», дано задание на дом составить свой буктрейлер (небольшой рекламный ролик с иллюстрациями и текстом по прочитанному произведению). Итогом коммуникативного боя стала победа команды «Утверждение». Участники импровизированного боя определили нравственные ценности, которые были и остаются всегда в любом обществе.
Студии разных городов сошлись во мнении, что главной ценностью сеанса явилось убеждение в том, что пятиклассники, живущие в разных населенных пунктах России, выражают единое мнение о том, что Л.Н. Толстой подарил людям замечательный образец того, какими нравственными идеалами должно обладать человечество, чтобы сохранить мир и развивать дружеские отношения между народами.
В.С. Михайлев.
(Интервью с писателем)
(Нравственные ориентиры человечества)
(Работа жюри)
(Жюри подводит итоги коммуникативного боя) |