Систематическое обучение детей правилам пожарной безопасности в школе начинается с младших классов. Детям даем начальные представления о том, что собой представляет огонь, для каких целей его используют и почему он опасен. Закладываются основные знания о правилах обращения с огнём, а также о том, что следует делать во время пожара.
Поскольку малыши ещё не в состоянии усваивать большой объём словесной информации, то занятия на данную тему часто проводили в игровой форме. Также школьникам показывали обучающие диафильмы и видеоролики, из которых те могут понять главные причины пожаров, а также то, как можно спастись от огня. Помимо этого в начальной школе учащиеся заучивают номер МЧС России, учатся правильно использовать электрические приборы, тушить с помощью воды костры и пр.
Таким образом, всё обучение детей правилам пожарной безопасности для младших школьников сводиться к тому, что им прививают несколько простейших правил:
Классные часы и беседы, где рассказывалось детям о правилах пожаробезопасного поведения в школе и дома, с демонстрацией учебного видеофильма о причинах возникновения пожара, правилах пользования первичными средствами пожаротушения и правилах эвакуации в школе. Ознакомление учащихся с уголком противопожарной безопасности в школе.
Конкурс рисунков, плакатов
Распространение памяток, листовок, плакатов среди школьников
Просмотр мультфильмов «Пожар в квартире», «Правила безопасного поведения детей при пожаре» и конкурс раскрасок по противопожарной тематике для учащихся начальных классов.
Проведение МПЧ-2 учебной эвакуации по сигналу «Пожарная тревога» в здании школы.
Методы формирования навыков пожарной безопасности
в начальной школе
Дадим определение безопасности в целом – это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, либо способность предмета, явления или процесса сохраняться при разрушающих воздействия.
Обучение противопожарным правилам проводится систематически, целенаправленно, начиная с 1-го класса, в неразрывной связи с общим учебно-воспитательным процессом, как во время уроков, так и при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий. Каждый учитель вправе дополнить знания своих учеников по культуре пожарной безопасности как в школе, так дома, на улице и в других местах. Противопожарную учебу и воспитание следует проводить на всех этапах школьной жизни, используя адекватные младшему школьному возрасту психолого-педагогические методы передачи знаний и формирования навыков.
Организуя работу с младшими школьниками, следует помнить, что ещё недавно игра была ведущей в жизни дошкольника. С поступлением в школу она не исчезает, по-прежнему желанна и необходима. Это отвечает психологическим особенностям детей, младших школьников: повышенная эмоциональность, быстрая утомляемость и переключаемость внимания, впечатлительность, активность, склонность к подражанию взрослым.
Сделав анализ проводимых в школе профилактических мероприятий, мы сделали выводы что, следует использовать такие методы формирования культуры пожарной безопасности, как:
• чтение текстов соответствующей тематики с последующим обсуждением и анализом;
• проблемные и эвристические беседы;
• викторины;
• познавательные игры;
• решение ситуативных задач;
• имитационные игры;
• проектная деятельность;
• экскурсии в пожарную часть города;
• лекции от сотрудников МЧС с ярким наглядным пособием;
• диктанты.
Для проведения занятий можно использовать детскую литературу: С.Маршак "Пожар", "Кошкин дом", "Рассказ о неизвестном герое", Т.Юрмин "Кто плохой?", В.Ровицкий "Друзья в твоем доме", И.Демьянов "Коробок - черный бок", К.Паустовский "Барсучий нос", Е.Хоринская "Спичка-невеличка", С.Михалков "Дядя Степа", Л.Толстой "Пожарные собаки". Рекомендуется показ имеющихся видеофильмов пожарной тематики для данного возраста.
Можно практиковать составление рассказов на противопожарную тематику на уроках развития речи. Также можно предложить тему рассказа или мини-сочинения в виде поговорки «Коробка спичек хоть мала, а может сделать много зла» и др.
К завершению периода начального обучения учащийся должен знать:
• существование явления "пожар", его опасность и последствия;
• источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;
• наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с ними;
• элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т. п.).
• Учащийся должен уметь:
• грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления;
• сообщать по телефону в пожарную службу о пожаре, свою фамилию и имя, адрес проживания;
• спасать (выводить) из горящего или задымленного помещения младших;
• тушить костер, выключать электроприборы.
Научить ребят сознательно выполнять в школе, на улице и дома правила пожарной безопасности, разъяснить им опасность шалости с огнем, правила пользования электробытовыми приборами, подручными и первичными средствами пожаротушения, вызова пожарной охраны – обязанность учителя.
|